Дайджест газеты "Коммерсант" от 12 мая 2009 года (часть III).
10:15, 13 мая | Автомобили
Дайджест газеты "Коммерсант" от 12 мая 2009 года (часть III).
"КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ" НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С ДОЛГАМИ
КОМПАНИЯ ЖДЕТ ИСКОВ ОТ КРЕДИТОРОВ
"Казаньоргсинтез" признал, что у него возникли проблемы с задолженностью, общая сумма которой достигает 31 млрд руб., и не исключил обращения кредиторов в суд. Из-за кризиса финансовое состояние компании существенно ухудшилось, ее убыток в первом квартале достиг 2,6 млрд руб. Проблемы "Казаньоргсинтеза" могут позволить "Газпрому", который давно интересовался предприятием, купить его с существенным дисконтом.
В отчете за январь -март "Казаньоргсинтез" сообщил, что несет значительные риски в связи с долгами. "Вопросы, связанные с деятельностью "Казаньоргсинтеза" и способные отрицательно повлиять на результаты текущих споров с третьими лицами, значительны, так как в связи с мировым финансовым кризисом возникают трудности с реструктуризацией кредиторской задолженности, появляется вероятность обращения контрагентов в судебные органы", - говорится в отчетности компании.
Как следует из отчета, основными кредиторами компании являются Сбербанк, которому заложена основная часть оборудования, и АБН Амро банк. В документе говорится, что компании необходимо реструктурировать или рефинансировать краткосрочную задолженность (до одного года) в размере 11,34 млрд руб. Источник, близкий к "Казаньоргсинтезу", уточнил, что соответствующие переговоры с банками ведутся. В банках ситуацию комментировать отказались, ссылаясь на коммерческую тайну.
"Казаньоргсинтез" производит более 38% всего российского полиэтилена, газопроводные полиэтиленовые трубы, фенол, ацетон, охлаждающие жидкости, химические реагенты для добычи нефти и осушки природного газа. Группе ТАИФ принадлежит 51,74% акций, еще 28,57% через ОАО "Связьинвестнефтехим" владеет правительство Татарии.
В "Связьинвестнефтехиме" отметили, что "лишены доступа к финансовым потокам и не участвуют в переговорах о рефинансировании долгов", а "всеми вопросами занимается ТАИФ, который привлек кредиты". Телефон представителя группы ТАИФ в пятницу был отключен.
"Казаньоргсинтез" давно находится в предбанкротном состоянии. Его чистый убыток в 2008 году составил 2,796 млрд руб. В компании поясняют, что основными факторами снижения финансовых показателей стали рост "прочих расходов" с 1,98 млрд до 5,716 млрд руб. (4 млрд руб. пришлось на отрицательную курсовую разницу), а также увеличение себестоимости производства и реализации продукции. Компания не смогла выплатить дивиденды за 2007 год (780,9 млн руб.). В первом квартале чистый убыток составил уже 2,6 млрд руб. из-за финансового кризиса, снижения спроса и цен на продукцию. Активы в течение 2008 года подешевели на 27% - до 9,5 млрд руб., а долги выросли на 38,2% из-за получения новых кредитов на реализацию инвестпрограммы, а также девальвации рубля. В первом квартале сумма кредитов и займов выросла на 8%, до 31,2 млрд руб. Standard & Poor`s и Fitch Ratings пересмотрели кредитный рейтинг компании до СС с негативным прогнозом, что означает неизбежность дефолта.
Спасением для "Казаньоргсинтеза" могло бы стать привлечение крупного инвестора. "СИБУР Холдинг" и "Газпром", который является основным поставщиком сырья на предприятие, уже не раз заявляли о своем интересе к компании. Но, по словам источника "Ъ", близкого к "Газпрому", в связи с резким ухудшением финансового состояния "Казаньоргсинтеза" переговоры приостановлены. Другой источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что она "настолько плоха, что предпринимать сейчас какие-либо действия никто не будет". "Нужно посмотреть, что будет представлять собой компания, когда достигнет дна, и что это будет за дно", - отметил собеседник "Ъ".
Аналитик "Тройки Диалог" Михаил Стискин отмечает, что "Казаньоргсинтез" не способен обслуживать долги и банкротство компании вполне реально. "ТАИФ сделал серьезную ошибку, не продав предприятие раньше. Структуры "Газпрома" давно выражали готовность войти в актив, но руководство ТАИФа ждало более высокой оценки стоимости компании и шанс был упущен", - отмечает господин Стискин. По его мнению, монополия может дождаться начала судебного производства по банкротству и купить "Казаньоргсинтез" за бесценок. Марина Алексеенкова из "Ренессанс Капитала" отмечает, что перспективы улучшения ситуации невелики - цены на продукцию нефтехимии остаются очень низкими. "Компания является легкой целью для поглощения", - отмечает госпожа Алексеенкова. В то же время она сомневается, что дело будет доведено до банкротства. По ее мнению, компании предстоят жесткие переговоры с кредиторами и долги будут реструктурированы после смены владельца.
ЛУКОЙЛ ПОШЕЛ НА ВЫКУП
ОН ГОТОВ ПОТРАТИТЬ НА РИТЭК ПОЧТИ $240 МЛН
ЛУКОЙЛ решил консолидировать одно из своих предприятий, где пока не имеет полного контроля, - нефтедобывающую компанию РИТЭК. На выкуп ее акций ЛУКОЙЛ готов потратить почти $240 млн, тогда как до кризиса тот же пакет стоил бы ему более $300 млн. Разница могла быть больше, начни ЛУКОЙЛ выкуп раньше, но сначала ему пришлось приобрести долю крупнейшего миноритария - Prosperity Capital Management.
В пятницу ОАО РИТЭК сообщило, что получило от своего крупнейшего акционера ООО "ЛУКОЙЛ -Западная Сибирь" (дочерняя компания ЛУКОЙЛа) предложение о покупке акций. Напрямую группа ЛУКОЙЛ владеет 74,86% уставного капитала РИТЭКа. В сообщении "ЛУКОЙЛ -Западная Сибирь" говорится, что оно хочет приобрести еще 36,24 млн обыкновенных и 217,5 тыс. привилегированных акций, увеличив долю в РИТЭКе до 100%. Акции обоих категорий оценены одинаково: 211 руб. за штуку. Если оферта, которая действует в течение 71 дня с момента получения, будет принята, ЛУКОЙЛу придется потратить 7,7 млрд руб. ($236,5 млн по текущему курсу). Цена предполагает премию к рынку в 12%: вся компании оценена в $940,7 млн, хотя на момент объявления о выкупе она стоила в РТС $839,6 млн. В пятницу РИТЭК подорожал на 0,9%, до $846,9 млн.
ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (РИТЭК) зарегистрировано в 1992 году. По итогам 2008 года добыча нефти компанией составила 2,9 млн тонн, извлекаемые запасы нефти по категории С1 и С2 составляют 326,97 млн тонн, природного газа - 3,03 млрд куб. м. РИТЭКу принадлежат лицензии на 34 месторождения. Чистая прибыль по РСБУ в 2008 году - 129,41 млн руб.
ЛУКОЙЛ довел свою долю в РИТЭКе почти до 75% еще в 2006 году. Тогда компания приобрела активы американской Marathon Oil, расположенные рядом с месторождениями РИТЭКа. Новые активы было решено присоединить к РИТЭКу, для чего компания провела допэмиссию в пользу ЛУКОЙЛа, который тогда контролировал 64% ее акций. Но против сделки выступили миноритарии РИТЭКа, в частности, фонд Prosperity Capital Management. Миноритарии, чья доля в компании после допэмиссии снижалась до менее 25%, считали оценку РИТЭКа заниженной. Они попытались противостоять сделке сначала на собраниях акционеров РИТЭКа, а затем в судах, однако успеха не достигли. После допэмиссии Prosperity контролировал около 5% акций РИТЭКа, говорилось в одном из судебных решений по иску фонда.
В феврале Prosperity сообщил, что продал свою долю в РИТЭКе с премией более чем 100% к рынку. Свою долю, сумму сделки и покупателя фонд не раскрывал, но глава РИТЭКа Валерий Грайфер признавал, что бумаги приобретены в интересах ЛУКОЙЛа. В его отчетности сделка отражения пока не нашла, но нефтекомпания планирует довести свою долю в РИТЭКе до 95%, говорил в середине апреля ее вице-президент Леонид Федун. "Сейчас идет консолидация", - отмечал он.
Собрав 95%, ЛУКОЙЛ сможет направить владельцам оставшихся акций обязательное требование по приобретению их бумаг - это предусмотрено ст. 84.8 закона "Об акционерных обществах", говорит директор аналитического департамента юрфирмы "Вегас-Лекс" Максим Черниговский. Такое предложение акционер принять обязан, хотя может быть и не согласен с предлагаемой ценой. Тогда ему придется обращаться в суд.
Ситуация для выкупа миноритарных долей сейчас благоприятна - с прошлого года компании существенно подешевели, отмечает аналитик ИК "Солид" Денис Борисов. В сентябре капитализация РИТЭКа превышала $900 млн. В январе она составляла всего $230 млн, однако до решения вопроса с Prosperity начинать выкуп для ЛУКОЙЛа было бессмысленно. Даже сейчас ему пришлось предложить миноритариям существенно больше положенной средневзвешенной стоимости бумаг за последние полгода - по котировкам ММВБ она составляет 84,96 руб. за обыкновенную и 143,32 руб. за привилегированную акцию РИТЭКа. Консолидировав РИТЭК, ЛУКОЙЛ проведет делистинг компании, перерегистрировав ее в ООО, как сделал с другими ключевыми "дочками", полагает
VOLVO И SSANGYONG ДОЕХАЛИ ДО СУБСИДИЙ
ИХ ВКЛЮЧИЛИ В ПЕРЕЧЕНЬ МАРОК, КОТОРЫЕ БУДУТ ЗАКУПАТЬСЯ ПО ГОСЗАКАЗУ
Минпромторг расширил перечень автомобилей, которые будут закупаться регионами в 2009 году в рамках госсубсидий, за счет иномарок - корейских внедорожников SsangYong и шведских грузовиков Volvo. В перечень уже было включено несколько иномарок, и его расширение подобным образом постепенно создает конкуренцию отечественным автозаводам, в первую очередь АвтоВАЗу.
В пятницу Минпромторг опубликовал приказ врио главы министерства Андрея Дементьева о расширении перечня автомобилей, которые в 2009 году будут закупаться регионами в рамках госзаказа. В него были добавлены корейские внедорожники SsangYong, которые собирает ОАО "Соллерс" на своем заводе в Татарии, а также грузовики Volvo, которые выпускаются на заводе концерна в Калуге.
Исходный вариант перечня Минпромторг утвердил 17 апреля. Тогда в него вошли российские модели Lada (АвтоВАЗ), Volga (группа ГАЗ), UAZ ("Соллерс"), "КамАЗ" и "ЗиЛ", а из иномарок - Fiat ("Соллерс"), Ford ("Форд-Всеволожск"), Chevrolet-Niva (СП GM -АвтоВАЗ) и грузовики Isuzu. Также в перечень попали отечественные и иностранные автобусы российской сборки и коммунальные машины. В федеральном бюджете на 2009 год предусмотрено 20 млрд руб. на субсидии регионам, которые будут покупать автомобили и технику. Еще 10 млрд руб. регионы выделят самостоятельно.
В "Соллерсе" и Volvo "Ъ" сказали, что приветствуют включение своих автомобилей в перечень. То, что они не попали в список сразу, в компаниях объяснили технической ошибкой. Один из источников "Ъ" в федеральных министерствах пояснил, что не все регионы успели сформировать свои заявки на автомобили к 17 апреля, когда был подготовлен первый вариант перечня. В заявках, присланных с опозданием, были заявки на модели SsangYong и Volvo. Какие регионы опоздали с подачей документов, источники "Ъ" не говорят.
Когда регионы начнут закупать технику, еще не решено. Прежде они должны заключить соглашение с Минрегионом о получении субсидий из федерального бюджета, но, как утверждает один из автопроизводителей, пока министерство не подписало ни одного подобного соглашения (телефон министерства в пятницу вечером не отвечал). Кроме того, неясен сам порядок закупки техники: она будет приобретаться либо на тендерах в соответствии с федеральным законом N 94 "О госзакупках", либо без тендера, когда субъект федерации просто выбирает себе поставщика. Последний механизм еще не утвержден премьером. Это означает, что госзакупки регионами начнутся в лучшем случае в конце июня, говорит один из автопроизводителей.
Вряд ли регионы за полгода выберут все 30 млрд руб., которые заложены в федеральном и региональном бюджетах на закупку техники, считает Михаил Пак из ИФК "Метрополь". С другой стороны, сейчас критична любая поддержка рынка, в первую очередь рынка коммерческих автомобилей, который упал сильнее всего, отмечает Михаил Лямин из Банка Москвы. Не исключено, что перечень и дальше будет расширяться за счет иномарок российской сборки, которые считаются продуктом российского автопрома, допускает господин Пак. Однако господин Лямин не согласен с коллегой: подобное решение создаст серьезную конкуренцию отечественным автозаводам, в первую очередь АвтоВАЗу.
"ПРОДО" ОБЕСПЕЧИЛАСЬ УГЛЕМ
ГАЗПРОМБАНК ТРЕБУЕТ С ПИЩЕВОЙ ГРУППЫ 756,2 МЛН РУБЛЕЙ
Подав иски о взыскании с пищевой группы "Продо" 876 млн руб., Газпромбанк требует с компании еще 756,2 млн руб. По этим кредитам поручилась угледобывающая компания, не имеющая прямого отношения к бизнесу "Продо", - ООО "Инвест Уголь". Инвестбанкиры считают, что она может быть связана с основным акционером пищевой группы Давидом Давидовичем. В случае неплатежеспособности "Продо" гасить ее долги придется "Инвест Углю".
Газпромбанк обратился в арбитражный суд Москвы с новыми требованиями о взыскании задолженности с ГК "Продо" - 8 мая подано три иска на общую сумму 756,222 млн руб. Ответчиками по иску выступают головное ООО "Продо дистрибьюшн кампани", ОАО "Омский бекон" и ООО "Инвест Уголь". Заместитель начальника департамента по информационной политике Газпромбанка Ольга Хроленко подтвердила подачу исков. Какое имущество "Продо" выступает залогом по этим кредитам, она уточнить затруднилась. Руководство "Продо" в праздники было недоступно для комментариев.
"Продо" перестала платить кредиторам в конце 2008 года. Общая сумма задолженности "Продо" перед банками и поставщиками - около 10 млрд руб., еще примерно 1 млрд руб. она должна государству в виде налогов, рассказывал "Ъ" близкий к группе источник. При этом показатель EBITDA "Продо" в 2008 году составил всего 2,5 млрд руб. Иски о взыскании долгов подали Альфа-банк (требует вернуть около 2,8 млрд руб.) и Газпромбанк (876 млн руб.). По заявлениям Альфа-банка и Газпромбанка были арестованы банковские счета "Продо", а также акции "Омского бекона" и Линдовской птицефабрики (см. "Ъ" от 27 января).
В апреле компания уже обращалась в Россельхозбанк, ВТБ и Сбербанк с просьбой рефинансировать весь ее кредитный портфель (см. "Ъ" от 20 апреля). Россельхозбанк и ВТБ отказали компании - все активы группы уже заложены по кредитам в других банках, поэтому по новым займам "Продо" может предложить только гарантии государства (заявка в Минэкономразвития была подана в марте, пока не одобрена).
"Продо" входила в компанию "Планета", созданную акционерами "Сибнефти" в 2000 году для работы на продовольственном рынке. В 2003 году передана в управление фонду Millhouse Capital (управляет непрофильными активами Романа Абрамовича). В 2008 году менеджеры фонда, в том числе управляющий директор Давид Давидович, выкупили "Продо". Оборот в 2008 году - около 30 млрд руб.
ООО "Инвест Уголь" фигурирует в судебных разбирательствах "Продо" впервые. По словам Ольги Хроленко, эта компания выступает поручителем по некоторым займам пищевого холдинга. Как связаны две компании, она не говорит.
Согласно "СПАРК-Интерфакс", ООО "Инвест Уголь" зарегистрировано в марте 2005 года и занимается производством угля. ООО принадлежит кипрской компании "Карбо Холдинг Лимитед" и имеет три филиала - в Кемеровской области, Бурятии и Якутии. Связаться с гендиректором "Инвест Угля" Андреем Воном не удалось: офисные телефоны компании вчера не отвечали. Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко считает, что "Инвест Уголь", скорее всего, принадлежит акционерам "Продо", в том числе Давиду Давидовичу. "Крайне редко посторонние компании соглашаются давать свои поручительства по крупным кредитам", - говорит он. В случае когда заемщик не в состоянии исполнить обязательства в рамках исполнительного производства, долги гасят поручители, напоминает адвокат московской коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Павел Ламбров.
Кредиторы уже выигрывают иски против "Продо": "Альфа банк" выиграл первое дело о возврате 200,36 млн руб. еще в январе, а на прошлой неделе Газпромбанк получил исполнительный лист о взыскании с должника 40 млн руб. Сейчас "Продо" пытается отсрочить решения судов, подавая ответные иски о признании недействительными кредитных договоров (см. "Ъ" от 27 марта).
ОЛЕГ ДЕРИПАСКА НЕ ВПИСАЛСЯ В СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР
"ТРАНССТРОЙ" ГОТОВ СТРОИТЬ ЗСД КАК ГЕНПОДРЯДЧИК
Принадлежащая Олегу Дерипаске корпорация "Трансстрой" подала заявку на конкурс по отбору генподрядчика второй очереди Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге (стоимость контракта 13,41 млрд руб.). Изначально господин Дерипаска планировал участвовать в концессиональном проекте как соинвестор, но теперь готов осваивать госфинансирование как подрядчик. Итоги конкурса будут объявлены в конце этой недели, но, считают его участники, победителем наверняка станет местное ОАО "Мостоотряд N 19", которое готово реализовать проект на 16% дешевле от начальной стоимости.
В пятницу власти Санкт-Петербурга обнародовали список четырех компаний - потенциальных генподрядчиков проектирования и строительства второй очереди южного участка Западного скоростного диаметра. Стоимость проекта - 13,41 млрд руб., которые выделяет федеральный бюджет. Итоги конкурса будут названы в конце этой недели. Но наиболее вероятным победителем его участники уже сейчас называют петербургское ОАО "Мостоотряд N 19". Компания готова выполнить весь объем работ за 13 месяцев, потратив 11,39 млрд руб., что на 16% дешевле стартовой стоимости.
Другие участвовавшие в конкурсе генподрядчики, но уже из Москвы предложили менее выгодные условия. Так, принадлежащая Олегу Дерипаски корпорация "Трансстрой" готова построить участок ЗСД за 13 млрд руб., ООО "НПО "Космос"" - за 11,93 млрд руб., группа компаний АРКС - за 12,32 млрд руб. В двух последних компаниях "Ъ" посоветовали обратиться за комментариями после праздников. Представитель "Трансстроя" Елена Гурьянова отмечает, что компания готова выполнить все работы по заявленной цене. "К сожалению, она оказалась выше, чем предложил конкурент", - добавила она.
Трассу протяженностью около 46,4 км, которая должна связать Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные магистрали города с КАД, планировалось построить к 2010-2011 годам. Общая сумма всего проекта - 212,7 млрд руб. Первоначально ЗСД планировалось достраивать на концессионной основе за счет средств инвестора (50%), городского бюджета (16%) и инвестфонда (34%). Но из-за отказа инвесторов финансировать стройку теперь городские и федеральные власти решили продолжить проект.
Согласно конкурсной документации, победитель должен внести на счет заказчика - комитета по благоустройству дорожного хозяйства города - 4 млрд руб. в качестве обеспечения по выполнению условий контракта. "В случае заключения контракта с компанией в качестве обеспечения мы предоставим банковскую гарантию", - сообщил "Ъ" гендиректор ОАО "Мостоотряд N 19" Ефим Иголинский. Он отказался называть банки, с которыми сейчас идут переговоры. Высокопоставленный чиновник Смольного говорит, что банки могут предоставить гарантию и под залог самого контракта.
Генподрядчики, получающие крупные госконтракты, могут заработать от 5 до 10% от стоимости проекта, объясняет глава представительства австрийской Strabag в России Александр Ортенберг. Ранее Strabag через консорциум "Невский меридиан", который создавался по инициативе Олега Дерипаски (до конца апреля этого года ему принадлежало 25% акций австрийской компании), также пыталась принять участие в строительстве ЗСД. Но, как сообщал "Ъ" 11 февраля, из-за финансовых проблем консорциум, куда также входили Bouygues, Hochtief, Egis Projects и ОАО "Мостоотряд N 19", распался.
Не исключено, что "Трансстрой" все-таки сможет принять участие в строительстве второй очереди ЗСД, но уже в качестве субподрядчика "Мостоотряда N 19". Корпорация Олега Дерипаски, которая выиграла контракт по строительству в Петербурге стадиона футбольного клуба для "Зенита", сотрудничает с "Мостоотрядом N 19". Петербургская компания является субподрядчиком "Трансстроя" по этому проекту. В "Трансстрое" и "Мостоотряде N 19" не стали комментировать возможное сотрудничество по строительству ЗСД.
ФИНГАРАНТИЯМ ДАЛИ СБОЙ
ЗАКОНОПРОЕКТ О ТУРОПЕРАТОРАХ ВЕРНУТ ВО ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Комитет по экономполитике Государственной думы не доволен принятыми во втором чтении поправками к закону "Об основах туристской деятельности в РФ", увеличившими размер фингарантий для небольших операторов выездного туризма до 20 млн руб. Комитет настаивает, что для таких турфирм фингарантии должны повыситься до 30 млн руб., и просит вернуть законопроект во второе чтение.
В минувшую пятницу Госдума большинством голосов приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений в ст. 17.2 федерального закона "Об основах туристской деятельности в РФ"", предусматривающий повышение финансовых гарантий для операторов выездного туризма. Но в тот же день профильный комитет по экономполитике рекомендовал депутатам вернуть законопроект вновь во второе чтение и принять текст в третьем, заключительном чтении уже в новой редакции. Соответствующее решение комитета размещено на сайте Госдумы.
Недовольство комитета вызвал размер фингарантий для небольших туроператоров. Под ними подразумеваются компании, либо работающие по упрощенной системе налогообложения, либо те, чья выручка от основных услуг на конец отчетного года не превышает 100 млн руб. В декабре в ходе первого чтения фингарантии для них были повышены с 10 млн до 30 млн руб. Но ко второму чтению Министерство спорта, туризма и молодежной политики рекомендовало снизить фингарантии до 20 млн руб. (см. "Ъ" от 5 мая). Именно эта сумма и была принята депутатами в пятницу. "Мы пытались перед вторым чтением внести свою поправку, настаивающую на 30 млн руб., но из-за технического сбоя сделать это оперативно не удалось", - рассказал "Ъ" председатель комитета по экономполитике Евгений Федоров.
С июня 2007 года операторы международного (выездного и въездного) туризма должны иметь финансовое обеспечение на 10 млн руб. в год. В прошлом году дважды - в связи с исчезновением руководства туроператоров "Детур" и "Вояж-Люкс" - этой суммы не хватило, чтобы рассчитаться со всеми пострадавшими туристами. В сентябре 2008 года депутат Владислав Резник внес поправки в закон "Об основах туристской деятельности в РФ", увеличивающие размер фингарантий для операторов международного туризма до 100 млн руб. В ходе обсуждения законопроекта фингарантии решено было увеличить только для операторов выездного туризма и в зависимости от их оборота.
Всего в Едином федеральном реестре туроператоров, которое ведет Федеральное агентство по туризму, сейчас числятся около 3 тыс. компаний, занимающихся международным туризмом. Из них более чем у 85% годовой оборот не превышает 100 млн руб., полагает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Сейчас утвержденная Росстрахнадзором "вилка" за страхование ответственности туроператора составляет 0,96-1,5% его фингарантии. "Для небольших фирм, особенно в регионах, даже эти в среднем 100 тыс. руб. в год были существенной статьей расходов", - считает господин Шпилько. По его прогнозу повышение фингарантий до 30 млн руб. значительно ускорит уход с рынка таких компаний, особенно в условиях кризиса.
В Ассоциации туроператоров России, объединяющей 55 крупнейших турфирм (по собственной оценке, контролируют 70% всего рынка), считают, что принятые 20 млн руб. из-за девальвации рубля несущественно отличаются от прежних 10 млн руб. Даже 30 млн руб. сегодня может не хватить всем пострадавшим при банкротстве небольшого туроператора, отмечает председатель совета директоров BSI Group Андрей Игнатьев.
"СЕТЬТЕЛЕКОМ" ПОДКЛЮЧИЛСЯ К СПУТНИКУ
КОМПАНИЯ КУПИЛА VSAT-БИЗНЕС ОПЕРАТОРА "САТ-ТЕЛ"
Оператор спутниковой связи "Сетьтелеком" приобрел VSAT-бизнес альтернативного оператора "Сат-Тел" - сумма сделки составила около $1 млн. Это первый случай, когда один российский спутниковый провайдер покупает активы другого. По мнению экспертов, "Сетьтелеком" заинтересовал в первую очередь частотный ресурс "Сат-Тела".
О сделке "Ъ" рассказал осведомленный источник на российском рынке спутниковой связи. Генеральный директор ЗАО "Сетьтелеком" (работает под брендом AltegroSky) Сергей Пехтерев подтвердил покупку спутникового бизнеса "Сат-Тела". По его словам, покупка увеличит их клиентскую базу на 5-10% (среди VSAT-клиентов "Сат-Тела" были Минфин Чеченской республики, "Уралэлектромедь" и др.). Кроме того, "Сетьтелеком" получит 5-6 МГц дополнительного частотного ресурса на спутнике "Ямал-200". Господин Пехтерев ожидает, что доходность "Сетьтелекома" после интеграции бизнеса "Сат-Тела" увеличится на 10-15% без увеличения издержек: "У нас одна технологическая платформа HugesNet, мы работаем через один и тот же спутник "Ямал-200"". Господин Пехтерев не раскрывает сумму сделки, оговариваясь, что она составила до $1 млн. Получить комментарий представителей "Сат-Тела" вчера не удалось.
ЗАО "Сетьтелеком" - один из крупнейших в России операторов фиксированной сотовой связи VSAT. На конец 2008 года оператор обслуживал около 3600 VSAT-терминалов в различных регионах России. Клиентами компании являются Сбербанк, "Газпром", АЛРОСА, ОАО РЖД и др. По данным компании, выручка по итогам 2008 года - около 500 млн руб.
ОАО "Сат-Тел" создано в 1996 году, входит в группу "ЛанРусинвест". Компания обслуживает до 200 VSAT-терминалов. Основной бизнес - сдача в аренду спутниковых магистральных каналов. По оценкам участников рынка, в 2008 году выручка компании составила около $3,8 млн.
По оценке господина Пехтерева, объем российского VSAT-рынка в 2008 году равнялся $120-150 млн. Согласно исследованию ComNews Research, на конец прошлого года общее количество VSAT-станций в России составляло более 37 тыс. штук. Основным игроком этого рынка была "дочка" "Синтерры" "Глобал-Телепорт" - 36%, у "Сетьтелекома" - 10%, а у ЗАО "Веб Медиа Сервисез" (торговая марка Heliosnet) - 9%.
Сделка по приобретению "Сат-Тела" примечательна не масштабом, а тем, что впервые один российский VSAT-оператор приобрел бизнес другого. Ранее такие активы просто не были предназначены для продажи - они создавались либо под крупные государственные проекты (например, образование, в рамках которого в 2006-2007 году к интернету было подключено свыше 52 тыс. школ), либо как телекоммуникационные подразделения крупных географически распределенных компаний. Например, изначально крупный VSAT-оператор Stec.com был призван обслуживать игровую систему "Джек-пот", а "ЛУКОЙЛ-информ" создавался как IT-подразделение одноименной нефтяной компании.
"Основная ценность приобретения "Сетьтелекома" - спутниковый ресурс порядка на "Ямал-200"", - рассуждает пресс-секретарь "Синтерры" Екатерина Андреева. "В России дефицит спутникового ресурса, - соглашается начальник отдела развития альтернативного оператора АСВТ Сергей Оленин. - Он образовался отчасти из-за реализации масштабных госпрограмм, отчасти - из-за многочисленных аварий спутников, входящих в группировку спутников ФГУП "Космическая связь" (ГПКС)".
Однако в четвертом квартале 2008 года началось резкое замедление темпов подключения к VSAT, отмечает генеральный директор ComNews Research Ирина Глухова, а в начале 2008 года подключения в сегменте крупных корпоративных заказчиков и госструктур практически прекратились. "Из-за кризиса темпы роста спроса снизились, - согласен генеральный директор компании "Айпинэт" Мурад Софизаде. - Предложение сейчас в целом соответствует спросу на ресурс".
"АЙТИ" РАСШИФРУЕТ КОДЫ
КОМПАНИЯ СОЗДАЛА ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПО ОТКРЫТОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Группа компаний "АйТи" создала дочернюю компанию PingWin Software, которая займется обслуживанием клиентов, использующих софт с открытыми исходными кодами (open source). Эксперты считают, что "АйТи" выходит на перспективный сегмент IT-рынка, уже в этом году его объем может достигнуть $200 млн. Однако ставка на продвижение продуктов американской Red Hat может себя не оправдать.
О том, что холдинг "АйТи" создал дочернюю компанию PingWin Software, "Ъ" рассказал председатель совета директоров группы "АйТи" Тагир Яппаров. Он сообщил, что компания займется предоставлением услуг для предприятий, использующих программное обеспечение с открытыми исходными кодами (open source). "В частности, PingWin Software будет обеспечивать техподдержку, помогать в миграции с традиционного софта на open source, а также разрабатывать ПО под заказ", - пояснил господин Яппаров. В этом году в развитие компании группа "АйТи" инвестирует 40 млн руб.
Концепция open source (наиболее яркий представитель - ОС Linux) подразумевает, что пользователи могут получить доступ к исходным кодам продукта, модифицировать их, использовать части кода в других продуктах. Другими словами, все желающие могут свободно использовать чужие коды, распространять их, копировать и модифицировать без каких-либо лицензионных отчислений.
Группа компаний "АйТи" основана в 1990 году, специализируется на IT-услугах и IT-аутсорсинге. В группу входят "АйТи" (системная интеграция и IT-консалтинг), "Академия АйТи" (учебно-консалтинговый центр дистанционного и очного обучения в области IT), "Аплана" (офшорное программирование, услуги по внедрению приложений) и другие. Все акции ГК "АйТи" в равных долях принадлежат основателям компании - Тагиру Яппарову и Игорю Касимову. По собственным данным, выручка холдинга в 2008 году составила 5,17 млрд руб.
По оценкам ИК "Финам", в 2006 году продажи программного обеспечения с открытыми кодами в России не превышали $50 млн, но в 2008 году достигли $150 млн, а в этом году ожидается $200 млн. "Уже в ближайшие годы 40-50% доходов сегмента будет формироваться именно за счет сервисов, а через три -пять лет данный показатель может приблизиться к 70%", - прогнозирует аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова. По данным ИК "Финам", в прошлом году объем мирового рынка open source составил $3,5 млрд, его рост оценивается в 22-26% в год. "Большую роль здесь играет политика властей. В частности, в развитых странах многие муниципалитеты переходят на более экономное ПО с открытым кодом", - поясняет госпожа Менькова.
В марте этого года Мининформсвязи опубликовало проект концепции развития свободного программного обеспечения в России. В министерстве отмечают, что уже этим летом концепцию должно принять правительство, после чего начнется ее реализация. По замыслу чиновников развитие СПО позволит обеспечить "обороноспособность и национальную безопасность страны", развитие отечественной индустрии разработки ПО и уменьшение числа преступлений в сфере авторских прав в России.
Гендиректор системного интегратора "Армада" Алексей Кузовкин считает, что "АйТи" выбрала правильный путь развития. "Тема open source периодически поднимается на высшем государственном уровне, поэтому перспективы у рынка хорошие. Но "АйТи" сделала ставку на продвижение платной продукции Red Hat, что, на мой взгляд, неправильно. Чем Red Hat лучше Microsoft?" - удивляется господин Кузовкин. В "АйТи" отмечают, что "у компании давние отношения с Red Hat , но не привязаны жестко к одному разработчику".
источник: www.akm.ru | автор новости: Максим | просмотров: 5
Комментарии:
|